Ее уникальность в том, что некогда ее населяли первобытные люди - ученые находят здесь их следы, предметы, наскальные рисунки... Первое поселение возникло в Ахштырской пещере 70 тысяч лет тому назад - неандертальцы устроили в ней «общежитие».
А потом через 30 тысяч лет их сменили кроманьонцы. Словом, это жилище с бурной историей. Говорят, что именно здесь состоялась встреча Одиссея с циклопом. Так думает и мой муж - профессиональный историк. Скорее всего, путевку к морю он выбирал с прицелом - повез меня в Адлер неслучайно. Ему до смерти хотелось самому взглянуть на уникальную пещеру: «Это всего-то 15 километров от нашего санатория!»
Не успела я распаковать в номере чемодан, как он уже тащил меня на автобус:
-Скорее, дорогая! Мы опоздаем... Ее закроют.
- Ничего, - упиралась я. - Мы приехали на три недели!
И все же он настоял, через час мы уже были перед входом в пещеру-там две площадки: внешняя и внутренняя. Надо сказать, она была прекрасным образом оборудована для экскурсий: я-то думала, мы будем карабкаться во тьме. Но работало электрическое освещение и лестницы были оснащены перилами. Сначала мы миновали портал и широкий двадцатиметровый коридор - метра четыре высотой, я думаю. Он уходит вглубь скалы. Потом помню два просторных зала - хоть бал устраивай! Далее мы куда-то поднимались по глиняной поверхности, затем начинался узкий ход, в который лезть я отказалась. У меня, признаюсь, клаустрофобия.
«Хорошо, дорогая! - вздохнул муж, сдерживая раздражение. - Жди меня здесь!»
Я стала оглядывать грот, где оказалась: камни, гладкие и влажные, вытесанные то ли человеком, то ли самой природой за тысячи лет...
«Как странно! - думала я. - Идти по следам людей, которые, должно быть, готовили здесь ужин из бедра мамонта!»
Мое внимание привлек рисунок на стене. Он был едва заметен... Я подошла ближе. Это было лицо. Совсем не в духе первобытной живописи. Хорошо проработанный портрет, я бы сказала. Я даже фонарик достала, чтобы рассмотреть получше, - ну совершенно современный рисунок. Мне вдруг даже показалось, что глаза его следят за мной. Мистика какая-то! И еще мне почудилось, что изображение более объемное, чем все остальные, виденные мной, - почти барельеф. Очень странно было обнаружить здесь, в темном подземелье, практически произведение актуального искусства. Наверное, кто-то из ученых развлекался. Хотя кто же позволит здесь такую самодеятельность?! Черт, и как назло некому показать и спросить, что это значит! Скорее бы муж вернулся, зря я его одного туда пустила... Ну где в самом деле он?! Мне становилось жутковато рядом с этим лицом. Мое беспокойство усиливалось, потому что глаза и вправду следили за мной. Можете не верить... Но это было, клянусь! И уж совсем мне стало нехорошо - прямо ноги в землю, то есть в камень, вросли! - когда я заметила, что лицо меняет выражение. Да-да, его исказила мученическая гримаса: лоб сморщился, рот растянулся в безмолвном крике, а глаза наполнились страданием. Наверное, у меня на физиономии было такое же выражение, только некому было испугаться. Я хотела закричать, но не могла.
Так было с детства, никогда не умела кричать от страха - горло перехватывало. Вот и сейчас я стояла как вкопанная. Не в силах ни убежать, ни завопить, а в соседних коридорах, конечно, кто-то был... Да и до мужа было в общем-то рукой подать. Кто-нибудь меня бы услышал. Но я лишь смогла закрыть лицо руками, как ребенок. Я всегда так делала: зажмуришься крепко-крепко, а потом распахнешь глаза - кошмара нет. В сорок лет странно на это надеяться, конечно, но все же я именно это и сделала: постояв пару секунд в темноте, убрала руки от глаз и медленно подняла веки. Никого. То есть ничего. На камнях лишь влага и след от тысячелетнего рисунка - легкий намек на фигуру охотника, вскинувшего копье. Но что ж это было? Галлюцинации? Никогда не страдала этим. Впечатлительностью болезненной не отличалась...
«Вера! - вдруг услышала я за спиной. - Вера, милая! Как жаль, что ты не пошла со мной! Такая там красотища! Что с тобой, милая? Что у тебя с лицом?»
Видимо, я была очень бледна. Но все прошло, когда мы вышли на воздух. Я уже сомневалась, что все это видела на самом деле, рассказывать мужу не стала - засмеет. Для себя же придумала такое объяснение: от спертого воздуха в пещере я просто потеряла ясное сознание. Ну был такой полубред... Однако убедить себя было непросто, признаюсь, мне так это и не удалось...
|