В начале будущего года к Марсу отправится российско-европейская экспедиция "ЭкзоМарс-2016". С помощью российских приборов ученые будут изучать атмосферу планеты и искать воду. Программа "ЭкзоМарс" рассчитана на несколько лет и будет выполняться в два этапа.
Вторая экспедиция запланирована на 2018 год. Красную планету будут изучать уже с помощью марсохода. Главная задача экспедиций — поиск внеземной жизни.
Российские приборы будут изучать Марс. Их установят на европейском орбитальном аппарате. Международная экспедиция "ЭкзоМарс" стартует в начале будущего года. И станет новой вехой в исследовании Красной планеты.
"Такие большие миссии лучше осуществлять в корпорации, две стороны могут решить большие задачи", — считает глава постоянного представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель.
Решение о совместном изучении Марса Европейское космическое агентство и Роскосмос приняли два года назад. Иностранные аппараты полетят на российской ракете-носителе "Протон" с космодрома Байконур. Путь до Марса займет 9 месяцев. Ученые специально выбирали так называемое окно для полета — время, когда Красная планета ближе всего расположена к Земле.
В первой экспедиции полетят два аппарата: один модуль-демонстратор, названный в честь итальянского астронома "Скиапарелли". Он должен совершить посадку на Красную планету. Пока для отработки технологий, без науки.
"Для Европы это будет впервые, осуществить успешную посадку на Марс, и этот опыт 2016 года мы будем использовать в миссии уже 2018 года", — говорит глава постоянного представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель.
А вот второй аппарат — "TGO" — уже с конкретными научными задачами. Будет работать на орбите Марса, изучать атмосферу, с помощью российских приборов.
- Мы хватаем свет, который проходил через атмосферу Марса. Причем каждый газ поглощает свет на своей длине волн. Фокус в том, чтобы детектировать этот свет и разложить его, чтобы каждая длина волны была отдельно.
В Институте космических исследований демонстрируют один из приборов. В лаборатории его называют просто — АЦС. В действительности, это сложный комплекс спектрометров.
Когда-то атмосфера Марса была такой же плотной как на Земле. Сегодня — сильно разрежена. И до сих пор мало изучена. Одна из загадок — наличие метана. На Земле этот газ, в основном, биологического происхождения. А вот на Марсе? То ли это признак внеземной жизни, то ли особенности геологии? Как раз и выяснится.
"По измерению изотопных отношений углерода можно будет делать выводы о том, какую природу имеет метан. Большинство склоняется к тому, что это все-таки природные источники, хотя вулканической деятельности на Марсе нет", — объясняет Александр Трохимовский, ведущий специалист по научным приборам комплекса "АЦС" миссии "ЭкзоМарс-2016".
Еще один прибор — с дружественным названием "Фрэнд". Детектор по улавливанию нейтронов на поверхности Марса . "Фрэнд" также установят на орбитальный зонд. С его помощью планируется найти районы с наибольшими запасами воды.
"У нас есть четыре основных детектора, которые являются счетчиками, они измеряют тепловые нейтроны. В центре еще один детектор. Прибор летает вокруг Марса, смотрит на планету и обрабатывает сигнал. Мы видим количество нейтронов в данной точке. Чем меньше нейтронов, тем больше воды, потому что вода затормаживает нейтроны в грунте", — рассказывает Алексей Малахов, ведущий специалист по прибору "Фрэнд" миссии "ЭкзоМарс-2016".
Марс по-прежнему вдохновляет ученых. Слишком много общего с Землей. Есть времена года, и таяние полярных шапок, когда тепло. И даже выпадает снег, правда, из углекислоты. Есть там и вода.
"На Марсе большее содержание воды по сравнению с Луной, — отмечает Алексей Малахов. — Особенно на полюсах, там содержание воды доходит до десятков процентов".
Второй этап российско-европейского проекта "ЭкзоМарс" стартует в 2018 году. На Красную планету уже приземлится десантный модуль с ровером на борту. Марсоход пробурит грунт на глубину до двух метров и проведет химический анализ.
Ученые надеются именно по итогам миссий "ЭкзоМарс" дать ответ на извечный вопрос: была ли, а может, есть, жизнь на Марсе? Хотя после каждой экспедиции вопросов становится только больше.