О своих переживаниях во время клиническои смерти помнят очень немногие. Значит ли это, что у всех остальных людей, побывавших за «гранью», но не помнящих ничего, не было посмертного опыта? Английский психиатр Р. Хэйворд попытался выяснить это с помощью гипноза...
ЕСЛИ ЕСТЬ РАЙ, ТО ДОЛЖЕН БЫТЬ И АД
Те немногие, кто смогли вспомнить свой посмертный опыт, описывают его примерно одинаково. Прохождение через тёмный туннель, встреча со светом, приятная музыка, ощущение блаженства. Кто-то говорит о встрече со своими умершими родными, о видении прекрасных городов и зелёных равнин, залитых ярким светом. Вернувшиеся из тех краёв единодушно утверждают, что там настоящий рай.
Однако есть пациенты, которые рассказывают о неприятных, устрашающих переживаниях, испытанных ими во время клинической смерти.
Широкую известность получило сообщение немецкого актёра Курда Юргенса, пережившего клиническую смерть при сложнейшей операции на сердце.
«У меня вдруг появилось отчётливое чувство, что я умираю, - рассказывал он после выхода из наркоза. - Меня окутала кромешная темнота, в которой меня понесло куда-то. Я испугался. Мой страх усилился, когда я увидел нависший надо мной потолок операционной. Он был раскалён докрасна. В нём появились страшные рожи, которые смотрели на меня, гримасничая и скаля зубастые рты. Внезапно хлынул огненный дождь. Вскоре он превратился в настоящий огненный вихрь. Его языки лизали меня, причиняя невыносимую боль. Меня всего трясло от ужаса и боли. Мне казалось, будто на мне плавится кожа и горят внутренности. Я желал только одного: поскорей умереть. Но смерть не приходила. Мысль о том, что это может длиться вечно, вызвала во мне приступ дикого, панического ужаса. Я задыхался, я был в отчаянии, я чувствовал себя покинутым всем миром. Это был настоящий ад».
Р. Моуди в своей знаменитой книге «Размышления о жизни после жизни» лишь кратко касается темы негативных посмертных переживаний, и то в связи с реанимацией самоубийц. Более подробно рассматривает этот вопрос американский реаниматолог Морис Роулингс в своей книге «За дверью смерти». В ней он описывает несколько десятков эпизодов «устрашающих» переживаний.
42-летний мужчина, который в книге назван Дж. Р., выходил из комы больше трёх часов. Он то оживал, то опять умирал. Врачам приходилось применять электрошок. Во время этой болезненной процедуры больные обычно просят оставить их в покое, а Дж. Р. кричал: «Ещё, доктор, ещё, ради Христа, я не хочу возвращаться туда, там ад!»
Едва придя в чувство, он рассказал, что оказался в огромной пещере, в самой гуще многолюдной толпы, стоявшей на берегу озера. Вместо воды в озере горел голубой огонь. Люди стояли молча, лица у всех были хмурые, измождённые. Все как зачарованные смотрели на жуткие огненные сполохи, которые походили на отвратительных тварей. Жарко было как в топке. Дж. Р. чувствовал, что его кожа пузырится от жары, но нигде не было ни капли воды. Внезапно под сводами пещеры появилась излучающая свет фигура. Дж. Р. почему-то решил, что это Христос, и мысленно взмолился к нему о помощи. Вероятно, его просьба была услышана: какая-то сила вырвала его из толпы и подняла к пещерному своду. В своде обнаружился туннель. Дж. Р. затянуло в него, и он оказался в операционной.
На третий день он уже ничего не помнил из своих посмертных переживаний. Его клиническая смерть представлялась ему обмороком, забытьём.
Роулингс приводит также эпизод с инженером Г. Хиллари, который с моста упал в реку и более получаса оставался под водой. Люди, которые его вытащили, вызвали скорую скорее для очистки совести, чем надеясь его спасти. Тем не менее в машине, во время реанимации, инженер очнулся. Первыми его словами были: «Нет, в это невозможно поверить!»
Позже он рассказал доктору, что побывал в каком-то поистине ужасном месте. Там царил мрак и кишмя кишели змеи. Встать он не мог.
Змеи впивались в него, причиняя невыносимую боль. Кроме змей, в темноте были ей какие-то твари. Он их не видел, но одна лишь мысль об их присутствии внушала ему панический ужас. В разгар этого кошмара над ним полыхнул белый свет и в голове раздался голос: «Возвращайся и живи по-другому!» Хилари вдруг почувствовал, что взлетает. Змеи отцепились от него, его закружило в полёте и он очутился в реанимационной машин Только не в своём теле, а вне его. Он увидел самого себя, лежащего на кушетке. 3атем он потерял сознание и пришёл в себя уже в своём теле.
Роулингс пишет, что через несколько дней Хиллари, как Дж. Р. и многие другие, испытавшие негативные посмертные переживания, вот это начисто забыл. Но путешествие за «черту» как-то сказалось на нём, потому что впоследствии он стал глубоко религиозным человеком.
УЖАСЫ УХОДЯТ В ПОДСОЗНАНИЕ
Сообщений о негативных посмертных переживаниях известно очень немного. Кардиохирург Д. Осман, прооперировавший сотни людей в Индии и США, рассказывает только об одном таком случае, который наблюдал лично.
Это произошло в Нью-Йорке, после оперирования 34-летней домохозяйки, уроженки Италии. После выхода из наркоза с ней случилась истерика. Она уверяла, что побывала в преисподней, где едва не утонула в целом океане червей. Они заползали во все отверстия её тела и сновали по её внутренностям, вызывая сильную боль. Среди них были и змеи. Одна из них проникла в её желудок и плевалась там ядом, который прожигал тело до дыр. Пациентка повторила свой рассказ под гипнозом, причём с такими подробностями, что невозможно было усомниться в правдивости её сообщения.
Подытоживая свои исследования, Роулингс высказал предположение, что негативный посмертный опыт встречается гораздо чаще, чем приятный. «Скорее всего, именно его переживают те, кто вышли из клинической смерти, ничего не запомнив, а таких подавляющее большинство, - пишет он. - Негативный посмертный опыт настолько болезнен и непереносим, что сразу по возвращении человека «сюда» он убирается из сознательной памяти в подсознание».
Проверить эту версию взялся известный английский психиатр и гипнолог Р. Хейворд. В его экспериментах участвовали пациенты, которые побывали в состоянии клинической смерти, но о своих посмертных переживаниях ничего не помнили. Хейворд погружал их в глубокий гипноз и задавал вопросы, заставляя вспомнить свои ощущения во время перехода за «грань».
Вызвать «посмертную» память удалось далеко не у всех пациентов. Многие, как только гипнолог пытался затронуть скрытое в их подсознании, начинали биться в судорогах и стонать, затем лишались чувств. Хейворд объясняет такую реакцию сопротивлением психики.
Однако примерно половина пациентов всё-таки давала показания, хотя и недолго: большинство теряло сознание после первых же фраз. Но и по этим немногим фразам и даже отдельным словам, которые удалось извлечь из них, было ясно, что их переживания во время клинической смерти носили негативный характер.
РАССКАЗЫ ПОБЫВАВШИХ В «АДУ»
32-летний охранник Л., переживший тяжёлую операцию на головном мозге, рассказал, что очутился в густом белом тумане, в котором его беспорядочно носило во все стороны. Из тумана навстречу ему вырастали скалы, и его со всего размаха швыряло на них. В конце концов его тело превратилось в кровавую лепёшку. Это были непрекращающиеся боль и кошмар. Другой пациент 58 лет, водитель грузовика, юпомнил, что оказался в кромешной темноте. Он лежал на вязкой земле, из которой, как из рясины, он никак не мог выбраться. Внезапно откуда-то снизу высунулась костлявая рука и тала затягивать его под землю. Он сопротивялся, но высунулись другие руки и затянули его в какую-то узкую нору. Он едва мог в ней повернуться. В норе было жарко и не хватало воздуха. Рот и лёгкие забились землёй. Но самое ,худшее, что сзади к нему приближалось какое чудощовище. Он слышал, как оно ползёт и тяжело дышит. Охваченный безумным страхом, начал продвигаться вперёд. Чудовище догнало его и вцепилось зубами в его ноги. Что было дальше, и главное - что его вернуло к жизни, - пациент сказать не смог, так как на этом месте своего рассказа потерял сознание.
Ещё один пациент поведал, что оказался в котле. Его тело представляло собой вязкую кипящую жидкость, на поверхности которой каким-то чудом оставался только один его глаз. Им он мог как-то видеть. Вокруг царила темнота, озаряемая споло-хами огня. Кто-то тёмный погружал в его кипящее тело палку и начинал медленно помешивать. В эти минуты дикая боль, которая и без того терзала его тело, усиливалась многократно. А потом в тот же котёл начали швырять других людей, и тела их тоже становились жидкими и перемешивались друг в друге. При этом люди продолжали жить. Пациент слышал их стоны.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЁРТВОЕ ТЕЛО
Из всех полученных сообщений Хейворд выделил небольшую группу однотипных, в которых пациенты вспоминают о переселении в чьё-то чужое, уже мёртвое, тело.
Домохозяйка Л. Т., 62 лет, рассказала под гипнозом, что во время клинической смерти ощутила себя лежащей на операционном столе. Но была она не в своём теле, а в чужом. Как это произошло и чьё это было тело - объяснить она не могла. Самое ужасное, что она знала: это тело уже мертво. Врачи пытались его оживить, но убедившись, что всё бесполезно, оставили свои усилия. Пациентка хотела набрать в грудь воздуху, пошевелиться, чтобы доказать, что она жива, но ей это не удалось. Её переложили на каталку и покатили по больничному коридору. Затем её поместили в тёмную холодильную камеру. Женщину охватило такое страшное отчаяние, что она лишилась чувств.
54-летний мужчина вспомнил под гипнозом, как во время клинической смерти оказался в теле молодого человека, только что погибшего в автокатастрофе. Тело было всё переломано. Сначала он не чувствовал боли, а потом она появилась, причём с каждой минутой становилась всё сильнее. Он застонал и зашевелился. Тогда его поместили в реанимобиль, но во время реанимационных мероприятий его новое тело умерло окончательно. Боль прошла. Он не мог ни дышать, ни шевелиться. Его охватило отчаяние и чувство беспросветного одиночества и безысходности. Ему казалось, он останется в этом чужом мёртвом теле навсегда и его зароют в землю...
ЗА СМЕРТНОЙ ЧЕРТОЙ КАЖДЫЙ ПОЛУЧИТ СВОЁ
По результатам своих исследований Хейворд делает вывод, что практически все люди, которые побывали в состоянии клинической смерти и ничего не запомнили, переживали в это время негативные ощущения.
Закономерен вопрос: означает ли это, что огромному большинству людей пребывание за роковой чертой не сулит ничего хорошего?
Философ X. Прайс, как бы отвечая на него, пишет в своей книге «Жизнь после смерти и понятие о другом мире»: «Посмертное восприятие сродни сновидению и выстраивается из образов, накопленных человеком за время его жизни».
Другими словами, всё испытанное нами в земной жизни - хорошее и плохое, приятное и отталкивающее - и создаёт для нас то, что мы получаем за «гранью». По Прайсу, законы потустороннего мира не физические (которые господствуют в материальном мире), а психологические, поскольку наша жизнь после смерти будет психологической.
Действительно, образы посмертных видений слишком похожи на образы нашего, физического, мира. Пытаясь объяснить это, Хейворд выдвигает версию, что видения - как позитивные, так и негативные, которые человек обнаруживает за смертной чертой, лишь временное явление, своеобразная остаточная реакция освободившейся души на свою жизнь в физическом теле.
Душа должна «пройти» через это как через некое чистилище, где она «отрясает с себя прах земной жизни» перед своим вступлением в какое-то кардинально иное существование. Вероятно, для каждого человека это чистилище своё, сугубо индивидуальное.
Пока же учёный советует не спешить с выводами и продолжать исследовании.
|