В прошлом во многих странах считали, что души умерших людей при определенных обстоятельствах превращаются либо в животных, либо в невероятных мифических существ, и могут преследовать своих врагов и даже убить их.
© Фото vgorode.ru Успеть долететь до могилы
Так, римляне не только верили, что дух убитого является и мстит убийце. Они еще всячески избегали лемуров, которых считали призраками людей, совершивших при своей земной жизни много нехороших поступков и теперь тревоживших бедных смертных.
Для отпугивания обезьян устраивали специальные праздники, на которых жители Рима били в огромные барабаны, стараясь напугать лемуров, отогнать их от дома. А если те не боялись шума, у могил восставших из небытия разводили костры и сжигали в них ритуальные черные бобы, запах которых злые духи очень не любили и вынуждены были уходить подальше.
Точно так же индейцы Южной Америки верили, что страусы нанду, на которых они охотятся, после смерти преследуют своих убийц. Отпугнуть птичьих призраков, считали они, может только специальный обряд. Сразу после охоты они выщипывали перья из тушки нанду и раскладывали небольшими кучками по всей дороге в деревню.
Индейцы верили, что дух страуса останавливается у каждой кучки и подсчитывает, все там перья или только часть, так как он хочет вернуть себе тело. А пока птичий призрак считает перья, охотники успевали вернуться домой.
По восточной легенде, из крови невинно убиенного араба рождается злобный призрак - ифрит. И если случилось убийство, нужно срочно вбить новый гвоздь в том месте, куда капала его кровь. Пусть даже это будет земля. В этом случае ифрит не сможет родиться и отомстить убийце.
В Малайзии до сих пор существует поверье, согласно которому, если женщина умирает при родах, она превращается в отвратительный дух, известный под названием «пе-нангал», что в переводе означает «то, что удалено».
По традиции малайцы верят, что глубокой ночью голова умершей женщины и какая-то часть внутренностей встают из могилы и пролетают над землей, а открытый рот высасывает кровь и жизнь из каждого мужчины, теряющего силы перед лицом этого духа.
Это привидение существует только ночью и возвращается в могилу еще до рассвета. Если же оно затеряется и потеряет ориентир или задержится в пути, то перестает тут же, при первых лучах солнца, существовать.
В малайских легендах часто рассказывается о том, что иногда люди находили останки духа пенангала, который, не успев долететь до могилы, застревал в кустарниках или в высокой траве.
Универсальное зло
На Руси птицеобразные души умерших на чужбине людей или, проще, иноверцев либо иноплеменников, в старину называли навья-ми - от древнерусского слова навь - духи смерти.
Зловредность навий была универсальна: они насылали на людей и скот различные хвори и болезни, а также устраивали многочисленные стихийные бедствия. При этом сами навьи были невидимыми.
По ночам, в дождь или бурю, вызванные ими самими, навьи летали над землей или скакали на призрачных конях и кричали, как голодные ястребы. Клекот их всегда предвещал только смерть. Порой они высасывали у спящих беременных женщин и детей кровь, а у коров и коз - молоко.
Вот как описывается в старинной летописи 1092 года нашествие навий на Полоцк: «Предивное чудо представлялось в Полоцке. Ночью слышался топот, бесы, точно люди, стеная, рыскали по улице. Если кто выходил из дома, желая увидеть, тотчас был невидимо уязвляем бесами раной и от этого умирал, и никто не осмеливался выходить из дому. Затем бесы начали днем появляться на конях, а не было их видно самих, видны были только коней их копыта. И так они ранили людей в Полоцке и его области. Поэтому люди и говорили, что это навьи бьют полочан».
Летописец указывает и верный способ уберечься от навий - ни в коем случае не выходить из дома, когда на улице бесчинствовали призраки-птицы. Дом, в свою очередь, был защищен от злых духов различными заговоренными предметами, отгоняющими нечисть.
Оставаясь вне пределов жилища, наши предки, чтобы защитить себя от воздействия злых навий, носили разные обереги, пользовались заговорами, а свою одежду в тех местах, где навьи могли проникнуть к телу (ворот, застежка, обшлага рукавов, подол), украшали специальной вышивкой, состоящей из охранительных магических знаков.
Считалось, что навьи, если в доме ненароком забыть закрыть на ночь окна, могут определить судьбу еще не рожденного ребенка. Мол, они собираются у постели роженицы и решают, будет дитя жить или же умрет. Обреченному на смерть навьи ставили на теле специальный «знак».
На радуницу нельзя перелезать через забор
Увидеть невидимых навий можно было только одним способом: изловчиться и обсыпать их золой из печки. И тогда человеку представлялось натуральное чудо в перьях, вернее,- совсем без перьев: огромных размеров голая птица с куриными лапами и головой ястреба или коршуна!
Навий можно было и умилостивить. В специальный «навий день» - Радуницу, который до сих пор отмечается через неделю после Пасхи и считается днем поминовения усопших, для них готовили специальное ритуальное угощение, которое ставили на стол в комнате и потом открывали окна. Приглашали их в этот день и помыться в баню, раскладывая для них под навесом или на крыше пищу. А в самой бане следовало непременно оставить хоть обмылочек, хоть немного воды на дне шайки.
При этом самим мыться в бане на Радуницу категорически запрещалось. Даже если навий и не приглашали попариться, они могли прийти в «свой» день без спроса. И не дай бог было с ними встретиться! Если купальщик вдруг слышал за спиной тихий шепот и видел куриные следы, появившиеся на золе у печки, единственное, что его могло спасти от неминуемой смерти, -быстро осенить себя крестом и бежать из бани в чем мать родила! По поверью, в Радуницу нельзя также перелезать через заборы, иначе в ступне начнет расти так называемая навья косточка. Она появляется у комля пальца и иногда несколько выступает под кожей. Ее появление свидетельствует о скорой смерти.
Кстати, если какая-либо из навий приносила особый вред, следовало разрыть могилу усопшего иноплеменника, вынуть из трупа ни при каких условиях не гниющую «навью косточку», сжечь ее, а пепел бросить на могилу. После этого ритуала злой дух переставал беспокоить живых.
Со временем проделки навий стали сходить на убыль и вскоре совсем прекратились. Видимо, сатана призвал их на постоянное место жительства в преисподнюю - для исполнения иных дел.
По материалам информагентств
|